Уже давно вошло в обиход выражение, что весенний день год кормит. К этому времени все сельскохозяйственные предприятия страны должны быть готовы на сто процентов.
Своевременное и бесперебойное обеспечение хозяйств топливом и смазочными материалами (ГСМ) - важная составляющая, способствующая успешному проведению полевых работ. На сегодняшний день насчитывается достаточное количество исправных специализированных транспортных средств (автоцистерн), осуществляющих перевозку светлых нефтепродуктов.
В ходе плановых проверок и МТХ инспекторами Госпромнадзора установлено, что обязательные проверки и испытания цистерн, проверки специального оборудования цистерн и заземляющих устройств проводятся специализированными организациями, имеющими разрешение Госпромнадзора в установленные сроки. По результатам проведения проверок в нынешнем году не выявлено ни одной автоцистерны принадлежащих агропромышленному комплексу с нарушениями, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, а это:
имеются дефекты рамы, сцепного устройства, тормозной системы, видимые нарушения геометрии корпуса цистерны и их элементов;
имеются повреждения крышек загрузочных люков, их запоров и деталей уплотнения;
имеются течи в соединениях трубопроводов и арматуры, потеки через уплотнения насосов, вентилей, задвижек, прокладки резьбовых соединений, заглушек и торцевых уплотнений, потеки и потери перевозимых жидкостей (материалов) через неплотности соединений цистерны и рукавов;
имеются видимые зазоры в местах крепления цистерны к раме (шасси) автомобиля, геометрическая деградация крепежных элементов цистерны, опор, стремянок;
транспортное средство не прошло государственный технический осмотр и на него не получено разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
транспортное средство не зарегистрировано в Госпромнадзоре или иных государственных органах, уполномоченных регистрировать транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов;
отсутствует (или имеется с истекшим сроком) свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов;
водитель не имеет свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя;
имеются неисправности системы автоматики и (или) аварийной сигнализации;
нарушены сроки проведения проверок цистерн;
нарушены требования к нанесению маркировки;
изменения в конструкцию цистерны выполнены без согласования с изготовителем, а в случае внесения в конструкцию изменения, влияющего на безопасность дорожного движения, – без документа, подтверждающего соответствие транспортного средства требованиям безопасности;
имеются повреждения крышек загрузочных люков, их запоров и деталей уплотнения;
на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией, либо пунктом 58 настоящих Правил.
все цистерны допущены к дальнейшей эксплуатации прошли промежуточную или периодическую проверку.
Однако, учитывая длительный срок эксплуатации автомобильных цистерн и специфику сельскохозяйственных работ, необходимо постоянно обращать внимание на техническое состояние несущих и крепежных элементов цистерн, состояние шин, защищенность электропроводки, находящейся во взрывопожароопасных зонах автоцистерн, исправность заземляющих устройств и средств пожаротушения и обязательного использования системы информации об опасности (включение маячка оранжевого цвета, включение ближнего света фар и т.д.).
Экономия ГСМ достигается не только технически правильной организацией слива и хранения нефтепродуктов, но и применением их строго по назначению при эксплуатации машинно-тракторного парка.
Сохранение качества ГСМ особенно важно для обеспечения надежной и долговечной работы машинно-тракторного парка. Предупреждать потери и утечки нефтепродуктов необходимо еще и в целях защиты окружающей среды.
Своевременно доставить ГСМ важно и необходимо, но не менее важно организовать безопасное проведение сливо-наливных операций и погрузочно-разгрузочных работ с ГСМ, в том числе и мероприятий по защите от статического электричества действие, которого не предсказуемо и опасно.
Важнейшая задача для хозяйств во время проведения полевых работ - обеспечить экономию, сохранность качества и рациональное использование ГСМ.
Для выполнения вышеуказанного в хозяйстве необходимо иметь лиц, ответственных за проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами. Функции лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны быть изложены в должностной и (или) рабочей инструкции или в приказе (распоряжении) о назначении ответственных лиц. Лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивает:
контроль за наличием на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, требуемых документов и оборудования для обеспечения безопасности и соответствия этих документов и оборудования обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;
контроль за состоянием и сроками испытаний оборудования, используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
принятие мер по информированию работников о видах опасности, связанных с погрузкой и выгрузкой опасных грузов;
контроль за состоянием контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличием подготовленного персонала с отметкой в журнале проверки состояния контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличия подготовленного персонала (далее – журнал) – до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
соблюдение требований в отношении идентификации загружаемых опасных грузов.
Лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ должно провести проверку состояния контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличия подготовленного персонала с отметкой в журнале.
После выгрузки опасного груза необходимо проконтролировать, чтобы транспортное средство или контейнер, в которых содержались упакованные опасные грузы и произошла их утечка, разлив или россыпь, до новой загрузки прошли очистку.
своевременно организовывать и проводить зачистку резервуаров, техническое обслуживание топливораздаточных (маслораздаточных) колонок, трубопроводов и задвижек;
постоянно проверять плотность соединений трубопроводов, герметичность люков и крышек резервуаров, исправность работы дыхательных клапанов, отсутствие трещин в сварных швах, а также целостность и исправность заземляющих устройств;
убедиться в наличии и исправности соответствующих комплектов первичных средств пожаротушения, включающих щиты с пожарным инвентарем и ящики с песком, огнетушители и кошма и прочий инструмент.
Все нефтепродукты по своей природе являются легковоспламеняющимися, некоторые обладают ядовитыми свойствами, поэтому, при выполнении вышеуказанных работ необходимо строго соблюдать установленные правила промышленной безопасности и противопожарные мероприятия.
Ведущий
государственный
инспектор Мозырского
межрайонного отдела
Гомельского областного управления Госпромнадзора
Д.М.Кунгер