НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОГО ПРОКУРАТУРОЙ ЛОЕВСКОГО РАЙОНА АНАЛИЗА ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ, СТРУКТУРЕ, ДИНАМИКЕ И ИНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПРЕСТУПНОСТИ В РАЙОНЕ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИЕ 2020 ГОДА
После повышения криминальной активности в 2019 году, обстановка по итогам первого полугодия 2020 года в Лоевском районе характеризуется снижением на 22,2 % общего числа зарегистрированных преступлений (с 72 до 56).
Уровень (коэффициент)
преступности в первом полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года снизился на 13,8 %, составил 48,0 % в расчете на 10 тысяч
населения.
Справочно. Наиболее
низкий уровень преступности за 6 месяцев 2020 года отмечен в г. Гомеле (41,7),
Октябрьском (45,8), Лоевском (48,0) и Лельчицком (48,6) районах.
Гораздо выше
среднеобластного показателя уровень преступности зафиксирован в Наровлянском
(84,5), Кормянском (73,8), Брагинском (68,4), Хойникском (67,6), Калинковичском
(67,2) и Гомельском (63,9) районах.
Принятые правоохранительными
и государственными органами меры позволили не допустить совершения преступлений
несовершеннолетними, а также наиболее общественно опасных преступлений
(убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, разбоев).
В структуре преступности
преобладают кражи, их удельный вес составляет 39,2 % от всех зарегистрированных
преступлений. По оконченным расследованием уголовным делам 45 % краж совершено
лицами, имеющими судимость, 65 % - в состоянии алкогольного опьянения.
Анализ показал, что
подавляющее большинство краж (20 из 22) совершены в сельской местности, при этом
в 70 % случаев такие преступления совершались с проникновением в жилища
граждан.
Также отмечается рост
количества преступлений, связанных с хищением государственного и общественного
имущества (с 1 до 5), при этом абсолютное большинство из них (80%) совершено на
сельскохозяйственных предприятиях, в том числе и с охраняемой территории.
Складывающаяся ситуация
свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых руководителями субъектов
хозяйствования, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей,
созданию эффективной сторожевой охраны, пропускного режима.
На фоне снижения
численности сельского населения, остается высоким уровень преступности в
сельской местности. Доля преступности в сельской местности в первом полугодие
2020 года возросла и составила 57,1 % от числа зарегистрированных преступных
деяний в районе. Чаще всего преступления совершались на территории Страдубского
(10) и Бывальковского (6) сельских Советов, всего одно преступление совершено
на территории Карповского сельского Совета.
Не теряет актуальности
проблема чрезмерного употребления алкоголя.
Удельный вес преступлений
в нетрезвом состоянии в первом полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года возрос и составил 40,7 %. В состоянии, вызванном употреблением
спиртных напитков, преступления совершались 16 лицами, из которых 9 (56,3 %)
нигде не работали и не учились.
При этом в районе
значительно снизилась результативность работы со стороны сотрудников милиции по
ранней профилактике «пьяной» преступности, а именно своевременному изъятию из
общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде и привлечению их к
установленной законом ответственности.
За 6 месяцев 2020 года к
административной ответственности по ст.17.3 КоАП привлечено 73 (6 месяцев 2019
года – 190, -61,6%) граждан, по ст.17.1 КоАП – 12 (30, -60%).
Удельный вес
преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, расследованных в первом
полугодие 2020 года, незначительно снизился и составил 46,3%. Несмотря на
снижение, удельный вес совершенных при рецидиве преступлений превышает
среднеобластной уровень на 6,3 %.
Всего в совершении
повторных преступлений участвовало 17 лиц, имеющих судимость, при этом 10 из
них или 59,9% нигде не работало и не училось.
Это свидетельствует о
недостаточной эффективности проводимой с данными лицами профилактической
работы, принимаемых мер уголовной ответственности.
В первом полугодие 2020
года на 42,8 % снизилось количество преступлений против информационной
безопасности. Снижению преступлений данной категории способствовало разъяснение
гражданам правил защиты личной информации правоохранительными органами,
банками, средствами массовой информации.
Анализ показал, что целью
подавляющего большинства деяний, сопряженных с несанкционированным
доступом к компьютерной информации, выступает последующее завладение денежными
средствами граждан мошенническим путем (например: взлом личной анкеты в
социальных сетях и последующая рассылка третьим лицам от имени владельца анкеты
просьбы с переводом денежных средств либо сообщение реквизитов банковской
платежной карточки).
Ситуация с коррупционной преступностью в районе в первом
полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года не претерпела
существенных изменений, о чём свидетельствует аналогичное количество выявленных преступлении – 1.
Удельный вес коррупционный преступлений в общем объеме преступлений составил
1,9% (6 мес. 2019 - 1,4%) в этой связи отмечается незначительный рост удельного
веса коррупционных преступлений в общем объеме преступления, что обусловлено
снижением общей преступности.
Проведенное обобщение
практики выявления и пресечения коррупционных правонарушений и правонарушений,
создающих условия для коррупции, показало, что значительная часть выявленных в
первом полугодие текущего года нарушений антикоррупционного законодательства
связана с несоблюдением установленного актами законодательства порядка
проведения процедур закупок. Подавляющее количество правонарушений, создающих
условия для коррупции (17), допущены при проведении закупок в строительстве.
Основной причиной
совершения указанных правонарушений является игнорирование должностными лицами
требований законодательства о государственных закупках и закупках в
строительстве.
Прогноз развития
криминальной ситуации показывает, что во втором полугодие 2020 года требует
активизация профилактики связанных с алкоголем преступлений, преступности в
сельской местности, предупреждения правонарушений в информационной сфере.
Необходимо обеспечить
проведение действенной профилактической работы с лицами, осужденными к
наказаниям, не связанным с лишением свободы, состоящими на учетах в
уголовно-исполнительной инспекции и в отношении которых осуществляется
профилактический учет.
Организовывать
государственные закупки товаров (работ, услуг) и закупки за счет собственных
средств в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства,
исключив в дальнейшем нарушения порядка их проведения.
В.Костюченко, прокурор Лоевского района советник юстиции