Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Гомельская область 85 лет

Гомельская область 85 лет

Видео

15 января 1938 года была образована Гомельская область. Во многом это событие предопределило то, что город над Сожем превратился во второй по величине экономический, административный и культурный центр республики.

История создания нашей области, которой исполняется 85 лет, прошла несколько этапов. А начало этой летописи было положено более 100 лет назад.


РОДОМ ИЗ ГУБЕРНИИ? Гомельскую губернию, хронология которой начинается в 1919 году, можно считать предшественницей нынешней Гомельской области, хотя ряд историков может с этим поспорить.

Губерния, входившая тогда в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), была значительно больше области, она включила в себя Могилёвскую губернию с добавлением Речицкого уезда Минской губернии и Суражского (Клинцовского), Стародубского, Мглинского и Новозыбковского уездов Черниговской губернии. Так что в состав тогдашней Гомельщины входили часть современной Брянщины и даже часть Витебщины – Оршанский уезд. А вот Мозырский уезд, относившийся к Минской губернии и включавший в себя тогда многие нынешние полесские районы Гомельщины, остался в составе БССР.

Уже с 1924 года началась передача Могилёвского, Калининского и Рогачёвского уездов в состав БССР. 6 декабря 1926 года Гомель также был присоединён к советской Беларуси, а Гомельская губерния была вообще расформирована. Её территорию разделили между различными округами, которые существовали в БССР вместо российских губерний.

Но время шло, вся страна, а вместе с ней и наш город, стремительно развивалась. 15 января 1938 года был принят закон об изменениях и дополнениях Конституции СССР, в соответствии с которым и была образована Гомельская область.

Среди причин, побудивших советское руководство пойти на такие преобразования, наверное, особое значение имела приближающаяся Вторая мировая война. Подготовка к ней требовала перехода к строгому централизму и единообразию на всех уровнях, что было необходимо для максимальной мобилизации страны и всех её ресурсов перед лицом гитлеровской Германии. Кроме того, в стране произошла промышленная революция.

Беларусь превратилась в индустриальную республику, старое деление «район-округ» эпохи аграрного НЭПа для неё уже не годилось. Для управления промышленными отраслями, глубоко интегрированными в общесоюзный комплекс, требовались более крупные и чёткие структуры. В общем, вопрос с нашей областью был решён.

Правда, тогда же была образована и Полесская область с центром в Мозыре, присоединённая к Гомельской только в 1954 году.

РОЖДЁННАЯ 15 ЯНВАРЯ. 15 января 1938-го состоялась 1-я сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва, на которой было принято постановление «Об изменении и дополнении статей Конституции БССР – о введении в БССР областного административного деления». Оно утверждало образование в БССР пяти областей: Витебской, Гомельской, Минской, Могилёвской и Полесской. Районное деление областей было утверждено постановлением президиума ЦИК БССР 20 февраля 1938 года.

В состав Гомельской области вошли 14 районов (ныне 21): Гомельский, Буда-Кошелёвский, Ветковский, Добрушский, Жлобинский, Журавичский, Кормянский, Лоевский, Речицкий, Рогачёвский, Светиловичский, Уваровичский, Тереховский, Чечерский.

Образованная в январе 1938-го Гомельская область занимала территорию в 15,8 тысячи квадратных километров (ныне 40,4). На 1 января 1941 года в ней проживало 917,1 тысячи человек, из них 260,7 – в городах и 656,4 – на селе. На территории области было шесть городов: Ветка, Гомель, Добруш, Жлобин, Рогачёв, Речица, три городских района в Гомеле, восемь посёлков городского типа (Буда-Кошелёво, Лоев, Стрешин, Тереховка, Уваровичи, Чечерск), 14 сельских районов, 235 сельсоветов.

В областном центре на 17 января 1939 года проживало 144 169 человек (ныне 503 984 человека). В предвоенный 1940-й промышленность Гомельской области насчитывала 4918 крупных и мелких предприятий, на которых работало 56 045 человек. Промышленность работала в основном за счёт использования местных сырьевых ресурсов. Большие запасы торфа и качественных песков, значительные лесные массивы, сельское хозяйство благоприятствовали развитию отраслей по переработке древесины, торфодобывающей и пищевкусовой.

Крупнейшими индустриальными центрами области были Гомель и Речица. Наличие значительных запасов торфа стало базой для развития местной топливной промышленности и электрохозяйства области. В 1940 году в области было добыто 764 тысячи тонн торфа, действовал один из крупнейших в республике торфозавод «Большевик».

На базе этого торфохозяйства, а также залежей песчаников при станции Костюковка действовал стекольный завод имени Сталина по производству оконного и зеркального стекла мощностью восемь миллионов квадратных метров в год. На 68 кирпичных заводах в 1940 году было произведено 60,4 миллиона штук кирпича.

Гомельской области – 85 лет. Эта дата объединяет всех жителей региона независимо от того, где они родились: у нас одна земля, как и одна на всех любовь к нашему замечательному краю. Пусть родная Гомельщина и дальше успешно развивается, а мы сделаем всё для того, чтобы она с каждым годом становилась богаче и краше.

ПАРФЮМ ОТ «КАЗИМИ» И СПИЧКИ ОТ «ВЕЗУВИЯ». Крупнейшими деревоперерабатывающими предприятиями в 1940 году были Добрушская государственная писчебумажная фабрика «Герой труда», вырабатывавшая 33 012 тонн бумаги; спичечные фабрики «Х Октябрь» (Речица) и «Везувий» (Ново-Белица), выпустившие 1452 тысячи ящиков спичек, два крупных фанерных завода при спичечных фабриках и два лесопильных завода (180 тысяч квадратных метров пиломатериалов в год); деревообрабатывающий комбинат.

В машиностроительной отрасли в 1940 году работало 12 130 рабочих. Крупнейшими предприятиями были ВРЗ, станкостроительный завод имени Кирова, судоремонтный завод, «Гомсельмаш», проволочно-гвоздильный «Интернационал» (Речица), машиностроительный завод «Двигатель революции», кроватная фабрика имени Володарского и другие.

Из предприятий текстильной и лёгкой промышленности следует отметить четыре завода по первичной обработке льна, чулочно-трикотажную фабрику «8 Марта», швейную «Коминтерн», обувную «Труд» (1200 тысяч пар обуви в год) и овчинно-шубный завод «Пролетарский путь» (600 тысяч штук овчин в год). Пищевая промышленность области была представлена сетью маслодельных заводов, несколькими молочными и хлебозаводами, консервным заводом, жировым комбинатом, пищевым комбинатом «Спартак», крахмальными, плодововинными и винокурными заводами, парфюмерно-косметической фабрикой «Казими» имени К. Цеткин.

ПОЧЕМУ ГОМЕЛЬ СТАЛ ЦЕНТРОМ. Превращение города над Сожем в промышленный областной центр было неслучайным, хотя в далёком 1565 году Гомель входил всего лишь в состав Речицкого повета Минского воеводства, то есть, выражаясь современным языком, был чем-то вроде городского посёлка в составе Речицкого района Минской области.

А ускорила развитие нашего города железная дорога, которой предшествовала прокладка шоссе Санкт-Петербург–Одесса. Благодаря этой трассе в Гомеле стали ежегодно разворачиваться две большие ярмарки, шла крупная торговля лесом. Свои положительные результаты дало и присоединение белорусских земель к Российской империи, благодаря чему Гомель был включён в общероссийскую хозяйственную систему.

Расширялись торговые связи, создавалось большое количество промышленных предприятий. Через Гомельщину были проложены такие важные шоссе, как Петербург–Киев и Москва–Варшава. Ещё более активно эти процессы стали развиваться во второй половине XIX века.

Появились крупные фабрики и заводы: бумажная фабрика Паскевичей в Добруше, спичечные фабрики «Молния» в Мозыре и уже упомянутый «Везувий» в Гомеле. В 1873–74 годах через Гомель прошла Либаво-Роменская железная дорога, которая связала территорию края с Прибалтикой и Украиной. В 1886 году была пущена в строй Лунинец-Гомельская, а в 1887-м – Гомель-Брянская железная дорога, вошедшие в состав Полесских железных дорог.

В результате такие города, как Гомель, Жлобин, Калинковичи, стали крупными транспортными узлами. И остаются ими до сих пор.

Читать полностью: https://newsgomel.by/news/85-let-gomelskoy-oblasti/gomelskoy-oblasti-85-my-vspomnim-kak-vsye-nachinalos_84214.html