Адрес райисполкома:
Республика Беларусь, Гомельская область,
247095, г.п. Лоев, ул. Ленина,2
Телефон приемной:
8 02347 2 04 10
E-mail:
isp@loev.gov.by (для деловой переписки)
В начале января начали вступать в силу изменения в законодательство по вопросам управления жилищным фондом, которые предусмотрены законом от 29 декабря 2023 года №330-З "Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации". Эти меры обусловлены необходимостью совершенствования порядка управления общим имуществом совместного домовладения, обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности жилых домов, их надлежащего содержания. О главных новациях жилищного законодательства во время круглого стола рассказал БЕЛТА заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Андрей Ромашко.
Изменения вызваны необходимостью
По словам Андрея Ромашко, жилищное законодательство в области частной собственности на жилье претерпевает постоянные изменения с 1998 года. "То есть от момента принятия закона о совместном домовладении. Изначально законодательно были предусмотрены управляющие компании, потом товарищества собственников. Наряду с ними немного были пересмотрены подходы к управлению общим имуществом. Законодательство в этой сфере постоянно меняется и постоянно нащупываются болевые моменты и зоны, где есть необходимость дополнительного регулирования", - отметил он.
Что касается изменений, которые опубликованы и частично вступили в силу в январе текущего года, то они направлены на регулирование отдельных вопросов во взаимоотношениях в первую очередь между потребителями услуг, товариществами собственников и местными исполнительными и распорядительными органами. По словам Андрея Ромашко, все эти вопросы были выделены благодаря практике, обращениям граждан, анализу ситуации на местах. Любое действие в рамках законодательства вызвано определенной необходимостью, которая исходит в первую очередь от участников процесса. Как показала практика, дополнительное регулирование требуется.
Усиление роли исполкомов
Что касается роли местных органов по контролю и координации деятельности ТС, замминистра обратился к изменениям в Жилищный кодекс. "Если проанализировать законодательные изменения Жилищного кодекса в последнее время, то можно проследить, что изначально был механизм назначения уполномоченного лица. Потом в дополнение к этому механизму законодательством было предусмотрено, что исполкомы должны организовать проведение общего собрания, на котором должны выбрать или освободить от должности председателя. В любом случае нанимателем у председателя правления является общее собрание. Все эти механизмы усложняют деятельность исполкомов и не всегда приводят к хорошему результату, поскольку созвать общее собрание очень тяжело. Поэтому на сегодняшний день механизм воздействия местных исполнительных и распорядительных органов предусматривает возможность влиять на процесс освобождения от должности председателя", - объяснил представитель МЖКХ.
Исполкомы сегодня могут рассмотреть вопрос о лишении свидетельства о прохождении аттестации. Они могут принять такое решение в случае, если в товариществе собственников происходят нарушения, а законные требования исполкомов не исполняются. После лишения председателя такого свидетельства, он не может занимать эту должность.
"Решение исполкома принимается коллегиально в случае неоднократного нарушения законодательства или требований исполкома в устранении этих нарушений. Готовится проект решения, и если он поддерживается большинством членов исполкома, решение принимается. Это не говорит о том, что аттестат прекращает свое действие сразу же. На основании этого решения материалы направляются в ГЦ "Жилком", который выдает эти аттестаты, и уже эта организация по решению правительства может отозвать свидетельство об аттестации, - пояснил Андрей Ромашко. - Председатель освобождается от должности без решения общего собрания и назначается уполномоченное лицо, которое организует предоставление основных жилищно-коммунальных услуг. Как правило, это коммунальное унитарное предприятие. У граждан остается право выбрать себе нового председателя в течение трех месяцев".
Замминистра подчеркнул: нельзя говорить о том, что назначение уполномоченного лица - это перелом в деятельности совместного домовладения. "Уполномоченное лицо как раз призвано в первую очередь организовать или продолжить содержание и эксплуатацию этого жилого дома, а также обеспечить потребителей жилищно-коммунальными услугами, чтобы в переходный период не остановилось водоснабжение, вдруг не потекла кровля и так далее", - отметил он.
Кроме того, с учетом выявления нарушений в части финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего нецелевого использования средств на капитальный ремонт, предусматривается норма, которая предписывает отчисление средств на капремонт на счета местных исполнительных и распорядительных органов. "До января было право эти средства отчислять и хранить на своих счетах. Теперь же из-за инфляции, необходимости целевого использования средств и их недостатка для капитального ремонта товарищества собственников было принято решение, что деньги будут перечисляться на счет местных исполкомов и расходоваться в рамках государственных программ. Все многоквартирные жилые дома, которые отчисляют средства на проведения капремонта, будут участвовать в программах капитального ремонта в том числе. То есть будут исключены случаи, когда при реальной необходимости ремонта окажется, что средств на него не отчислялось", - отметил замминистра.
За какие нарушения председателя ТС могут лишить свидетельства об аттестации
Местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством наделены полномочиями и компетенцией по проверке финансово-хозяйственной деятельности, в том числе товариществ собственников. В ходе выполнения этих мониторингов и проверок они и устанавливают нарушения.
"Они могут быть различны. От технической эксплуатации, например, нарушения технических норм по содержанию, эксплуатации, ремонту, обслуживанию до финансовых при ведении финансово-хозяйственной деятельности. Есть ряд нормативных правовых актов, в рамках которых действует ТС, и нарушение предписания этих актов является основанием для выдачи местным исполнительным и распорядительным органом предписания об устранении, если это нарушение возможно устранить. Как правило, сразу выдается предписание об устранении, и если товарищество собственников спустя определенное время не устраняет эти нарушения, то есть появляется повторность, тогда исполкомы вынуждены прибегнуть к крайней мере", - рассказал Андрей Ромашко.
Мониторинги и проверки могут быть как плановыми, так и по коллективному обращению, собравшему более 30 подписей. "Время покажет, насколько часто будут необходимы эти действия", - сказал замминистра.
Упрощенная ликвидация и "один председатель - одно ТС"
Также законодательные изменения направлены на регулирование блока вопросов по упрощенной ликвидации товариществ собственников. "Если мы посмотрим на структуру ТС и ЖСПК, то их в Беларуси порядка 10,5 тыс. Из них пятая часть по каким-либо причинам не осуществляет свою деятельность, то есть там отсутствуют органы управления, не ведется хозяйственная деятельность. Эти образования созданы на бумаге и естественным образом вымерли, поэтому появилась необходимость принятия решений по их упрощенной ликвидации", - пояснил замминистра.